heads.jpg - 64546 Bytes

Сколько лет пройдет, все о том же гудят провода...


Наш район обслуживают “Серпуховские районные электрические сети” (СРЭС) - производственное подразделение Подольских электросетей, филиала АО «Мосэнерго».
Общая протяженность распределительных электросетей составляет 1700 километров.
Трансформаторных подстанций - свыше 400.
Высоковольтных (питающих распределительные сети) подстанций - 11, 4 из них снабжают город.
Опор деревянных, железобетонных и металлических - более 30 тысяч.
Состояние электросетей в целом удовлетворительное, но 65% действующего оборудования изношено на 100% (вот каким надежным оказалось советское оборудование - при правильной, разумеется, экс-плуатации). Нового строительства на централизованные средства не ведется уже 13 лет.
energy2.jpg - 30627 Bytes
Вот как это обычно выглядит в газете: “За прошлую неделю в сетях “Мосэнерго” зафиксировано шесть отключений. Причиной четырех из них стала обычная российская привычка местных жителей поправлять свое материальное положение за чужой счет. Так, линию, питающую деревню ... “укоротили” на 200 метров, а в районе села ... злоумышленники, повалив дерево на висящие провода, вырезали 150 мет-ров кабеля...” Со стороны это напоминает школьную задачку для людей, уже давно отвыкших сидеть за партой и пачкать руки чернилами - для энергетиков. Дано: “На линиях a, b, c вырезано соответственно x, y, z метров провода. Деревни d и e обесточены, населенный пункт f питается от резервной линии». Найти: “Несколько сотен метров электропроводов для восстановления поврежденных линий a, b, и c”. Решение... А вот о решении этой проблемы говорят редко - еще бы, где достать провода на “латание дыр” в сетях, если, к примеру, в прошлом году по плану для ремонта было выделено семь километров кабеля, а украдено более тридцати четырех, и ни вернуть их из пунктов приема краденого металла, ни украсть недостающее у соседей (как это делают сами цветметовские воры) не представляется возможным? И все эти хлопоты лишь по-тому, что кому-то не хватало на водку...
Возможно, кому-то эта цифра - 34 километра украденных проводов - ничего не скажет. Наглядно это количество можно увидеть на ог-ромной схеме электросетей Серпуховского района, которая находится в диспетчерском пункте местного филиала “Мосэнерго”. Среди множества условных обозначений, понятных, пожалуй, лишь специалистам, есть и белые полоски, указывающие на отсутствие проводов на линии. По-верьте, их немало.

Еще нагляднее это видно в районе деревни Новики. Местные жители с завидной регулярностью срезают очередные “порции” провода для поправки личного бюджета, ничуть не озадачиваясь тем, что вору-ют-то они, собственно, у себя. А зачем? Видно, существует какая-то детская уверенность, что приедет “добрый дядя” и непременно все ис-правит и починит, повесив на осиротевшие столбы новые провода (откуда они только берутся?), которые впоследствии можно будет снова украсть и “конвертировать” в рубли, потребовавшиеся, может быть, на хлеб насущный, а может, на огненную воду. Ну а поскольку работу свою энергетики выполняют добросовестно и четко, делая все возможное , чтоб не оставить деревню без света, “цветметовский бизнес” становится верным и постоянным источником дохода. В деревне, конечно же, “ни спрятаться, ни скрыться”, и “бизнесмены”, наживающиеся на обязатель-ности и ответственности сотрудников “Мосэнерго”, всем известны. Однако предотвращать очередную кражу, сообщив либо энергетикам, либо хранителям правопорядка, никто не собирается. Ни один из жителей не посмеет и пикнуть: если в деревне знают имена воров, неизбежно станут известны и те, кто сообщил их в “Мосэнерго”. А месть “за стукачество”, как это принято называть в таких случаях, обычным мордобоем не ограничится - могут и дом поджечь. Кому охота стать погорельцем, пусть даже и за правое дело? Своя-то рубашка к телу ближе... Вот и получается - круговая порука и всеобщее безмолвие.

energy2.jpg - 30627 Bytes Результат плачевный. Полностью разграблена строящаяся мощ-ная линия на 220 кВ, которая, как предполагалось, должна была питать Протвино (и в частности ИФВЭ), Оболенск и прилегающие населенные пункты, а также замыкать резервное кольцо в регионе, соединяя нас с Тулой и Калугой. Огромные металлические опоры, лишенные проводов, теперь напоминают своеобразный мемориал - вереницу памятников неизбывной русской привычке воровать все, что охраняется недостаточно хорошо. Разлапистые конструкции, видно, так и останутся здесь - де-монтировать и вывозить их оказалось и дорого, и нецелесообразно. Воры же, похоже, так и не нашли им применения: слишком велик этот кусок общественного (т.е. ничейного) “пирога”. Что же касается линий по-меньше - здесь, не стесняясь, воруют дочиста, оставляя лишь пеньки бетонных оснований от деревянных столбов. В хозяйстве все сгодится: и провода, и бревна-опоры... Как-то дико становится от такой “домовитости”.

Впрочем, нельзя сказать, что линии “Мосэнерго” ничем не защи-щены. При любой попытке посягательств на провода, в диспетчерской серпуховского РЭС срабатывает сигнализация. Сразу же к месту про-исшествия выезжают бригада энергетиков и наряд милиции. Однако за-стать кого-либо на месте преступления практически невозможно. Ис-ключения составляют либо те случаи, когда на “промысел” выходят полные растяпы, либо летальные исходы. Любители легкой наживы стараются не осложнять себе жизнь мыслями о том, что “цветметовский” бизнес смертельно опасен, и порою сами становятся жертвой своей предприимчивости. Плачевные примеры смертей на месте воровства проводов никого не останавливают.

Неэффективность таких дежурств, когда электрики и милиционе-ры приезжают лишь затем, чтобы зафиксировать факт очередной кра-жи, очевидна. Поэтому в помощь милиции при областном управлении “Мосэнерго” создана собственная ведомственная охранная служба, называемая “Шериф”. Ее сотрудники не только выезжают на места краж, как это делали другие службы, но и проводят собственные расследования: кто украл, куда затем отправился, куда были проданы снятые со столбов провода. Возможно, именно объединение усилий энергетиков, дополнительной группы руководителей СРЭС, милиции и шерифной службы дало столь ощутимые результаты: с начала этого года попытки воровства кабеля можно пересчитать по пальцам. Остается надеяться, что это результат окончательный, а не временная передышка - тьфу, тьфу, тьфу, чтоб не сглазить.

energy1.jpg - 27068 Bytes

А в отсутствии авралов с кражами деятельность серпуховского РЭС напоминает работу хорошо отлаженного механизма. Чтоб не возникало сбоев и неурядиц, каждый четверг весь персонал собирается на производственной базе - дом 12 на ул.Карпова. Здесь решаются и административные вопросы, и вопросы техники безопасности (дается информация о случаях травматизма по «Мосэнерго» и РАО ЕЭС в целом). А ежедневно с утра уточняются задания, запланированные накануне: одной бригаде - отремонтировать вышедший из строя кабель, другой - заменить сгнившие опоры, третьей - отключить очередного задолженника. Кстати, подобному указанию предшествует множество согласований и предупреждений. Лишь затем электрики отключают неплательщика (ими, в основном, оказываются предприятия и
Руководитель СРЭС - Евгений Георгиевич Лаврентьев прошел всю служебную лестницу от ученика электромонтера до начальникаС-РЭС. Общий стаж его работы - 42 года. Его отец проработал здесь 26 лет, одиннадцатый год работает сын, и даже внук Е.Г.Лаврентьева тоже стал электромонтером на этом предприятии. Таким образом общий стаж династии Лаврентьевых подходит к 80 годам.
организации, переживающие, как правило, не лучшие времена). Однако отключение электроэнергии далеко не всегда оказывается эффективным. Должники по-разному выходят из положения: кто-то платит по счетам, кто-то сразу после отъезда энергетиков подключается к линии самовольно, получая уже ворованное электричество, кто-то заключает договор с другим поставщиком, оставляя долги висеть мертвым грузом (как это сделал Институт физики высоких энергий в Протвине), иные же попросту переходят на осадное положение, не допуская сотрудников “Мосэнерго” на свою территорию и из любой попытки отключения устраивая громкий скандал (Государственный научный центр прикладной микробиологии в Оболенске). Каждый выбирает для себя...

В остальном же в энергетическом хозяйстве все, что называется, идет по плану. Работает здесь около полутора сотен человек. Как и на многих предприятиях, тут есть свои трудовые династии - Лаврентьевы, Пендюковы, Войновы. Текучки кадров нет, хотя средняя зарплата 4-7 тысяч рублей в месяц устраивает не всех. Бригады по три-пять человек выезжают на задания на УАЗиках, каждый из них снабжен рацией, по которой можно связаться с диспетчером базы РЭС, четко и чутко реагирующим на все сигналы об изменении обстановки и сообщения об авариях. Во избежание несчастных случаев регулярно проводится инструктаж по технике безопасности, плюс к тому - каждый сотрудник перед работой проходит медицинский осмотр. В общем, работа идет нормально, только бы жители воровали поменьше...

Hosted by uCoz
Александра Крайнева